воскресенье, 29 июня 2008 г.

Макс Фрай "Жалобная книга"

Оригинал
http://community.livejournal.com/chto_chitat/3622073.html

Прочла давно, писать рецензию лень, так что вот пара цитат, которые меня тронули. Вообще книга весёлая и интересная. прочла с удовольствием!

"В моем раю мыслящие осознающие существа радуются всякой встрече, не замечают расставаний, с наслаждением трындят о пустяках . ну вот как я тебе сказки рассказываю. и еще пусть оказывают друг другу мелкие необязательные услуги, это всегда приятно.
. Какие именно?
. Всякие. Ну вот, например, прекрасная необязательная услуга: большой горшок на голову человеку надеть и придержать.
. Зачем?! . изумляюсь. Вот уж воистину огорошил. Чего угодно ожидала, только не этого.
. Что . зачем?.. А, горшок. Да просто первое, что пришло в голову. Там, знаешь, гул, как в морской раковине, только гораздо сильнее. Мощное впечатление! Меня однажды приятель накрыл здоровенной т акой керамической кадкой, я потом весь день бродил контуженный, но счастливый. Так что горшок . это важно"

"Вечно так. Всякий раз, вывернувшись наизнанку, обнаруживаю, что ткань моего бытия . двусторонняя, а потому и на изнанке все выглядит красиво, на худой конец, пристойно; только цвета узоров поменялись местами, обычное дело, а так . никакой разницы. Даже вывернувшись, выставив на всеобщее обозрение собственные беззащитные потроха, оказывается, продолжать пускть алмазную пыль в нежные, близорукие чужие глаза"

"Так ведь часто бывает: ныряешь головой в прорубь, думаешь, что там . холод ледяной, тьма и бездна, жидкое царство Хель, изготовленное из сухого концентрата и . правильно . воды. Известная рецептура. Заранее содрогаешься, но ныряешь. Потому что надо. И . не слабо. Ну и вообще, где наша не. И прочий лирический героизм. Но, нырнув, переведя дыхание, обнаруживаешь, что вода в проруби теплая, чистая и прозрачная, так что дно видно. И там, на дне, мало того что песочек шелковый, так еще и сокровищ понараскидано, и ни единого дракона. И вообще лафа"

"Не жизнь, а просто розовая картинка из глянцевого журнала для совсем уж конченных дур. Я, впрочем, с радостью побуду конченной дурой . хотя бы полчасика, если уж так повезло"

Рецензия с рунета:
"Жалобную книгу" можно назвать психологической прозой, и если это и будет натяжкой, то небольшой.
Фантастика по-прежнему присутствует, но только в качестве обстоятельства для размышления. Загадочные существа, внешне неотличимые от людей, называют себя ²накхи⌡ и подстерегают нас повсюду. У накха не может быть собственной жизни . зато жить чужими они способны ярче, чем владельцы. Мужчина за соседним столиком в кафе, девушка, улыбнувшаяся вам в метро, приветливая старушка во дворе могут оказаться одними из тех, кто с радостью проживет вашу жизнь вместо вас. А вы даже и не заметите, как это случится: ²Раздеваешь человека , можно сказать, догола, присваиваешь самые острые переживания, отмеренные ему судьбой, а он ни сном, ни духом. Другое дело, если червонец из кармана потащишь. Вот тогда визгу не оберешься. Так то ж червонец⌡. Кто-то хоронит мать. Кто-то делает аборт. Кто-то теряет работу. В момент отчаяния мы наиболее уязвимы . тут-то и подстерегают нас коварные накхи: ²Миниатюрная женщина с черешневыми глазами, возможно, окажется отменным поставщиком упоительных ощущений. Сейчас-то она целиком в моей власти: хочет умереть, проклинает судьбу, себя, его, и еще примерно дюжину человек, но это, будем надеяться, минутная слабость⌡. Единственная защита от накха - готовность принять свой путь, каким бы он ни был. Готовый жить собственной жизнью никогда не позволит прожить ее кому-то другому.

Мысль, прямо скажем, не очень новая. Впрочем, во всей мировой литературе, семь, кажется, основных сюжетов, все остальное . вариации. Новый роман Фрая прочитать хочется. Тем более, что в каждом из нас сидит маленький накх, а настоящий писатель всегда рискует не только слишком увлечься чужими судьбами . реальными ли, выдуманными ли . но и отдать на растерзание благодарным читателям собственную: ².говорят, в прошлой жизни я был Оле-Лукойе. Дескать, жил, не тужил, по чужим снам перекати-полем мотался, морочил голову детишкам, а умер по-дурацки, подавившись спьяну собственной сказкой. И вот теперь суждено мне хрипеть, отхаркиваться, стараясь выплюнуть ту, древнюю, недосказанную небылицу и умолкнуть, наконец. Не выходит пока. Трындеть мне, неперетрындеть, что бы ни случилось⌡.
04.11.2003
Татьяна Егерева

Комментариев нет: